Железнодорозные темы у нас уже были: здесь "Город в дорожной петле", спутниковые снимки города, Ж/д станции, а тут отдельная тема про станцию "Средняя"
Сегодня постараемся разобраться по существу вопроса
Или все таки был из чугуна? Каким же ему еще быть построенным в 1873 г.?TiMg33 писал(а):А почему... А меня вот всегда занимал вопрос : почему Ж/Д мост зовут "Чугункой" ? он же всё-таки стальной, и никогда из чугуна не был...
Как там умно сказал
Однозначно, понятно, что не стальным. В таком случае появляется вопрос: чем все-таки отличается железо от чугуна? Или как в детстве, когда любую штуковину серого-блестящего цвета называют "железякой"?Александр писал(а): ... что сталь, как таковая появилась только в конце 19 века, после изобретения конвертера. Само же массовое производство стало возможным в начале 20 века ( и то вешчь была дорога и не всегда качественна. Угольные домны (конвертеры) были безумно неэкологичны и малопроизводительны). Всё, что было до этого - это железо. оно же чугун (если примитивно, без объяснений хим составов онных). Вообще-то сталь выплавляют в электрических печах. А до войны с электричеством сами понимаете как было. Да и легирующие добавки (хром, никель марганец и прочие, тоже стали добывать не так давно (в историческом контексте)
Вот интересную легенду нагуглила, правда не про нашу деревню... Впрочем, всего-то заменить Петровск на Алексин, Саратов на Калугу, Кузнецк на Тулу
А что Александр, чугун много дороже железа обходился?Правда ли это или нет — невозможно узнать за давностью лет.
Но рассказывают, что как-то сидели купцы славного города Петровска, что находится в Саратовской губернии, и пили водку в ресторане "Север". Было весело и душа просила чего-нибудь еще. Мимо них саратовские купцы провозили в разобранном виде железный мост из Саратова в город Кузнецк, который в ту пору входил в состав Саратовской губернии. И взыграло самолюбие — захотелось петровцам заиметь этот мост. Слово за слово и сговорились между собой купцы — продавцы и купцы — покупатели. Но проезжающие купцы были ребятами ушлыми и заломили высокую цену. Но пьяному море по колено и петровцы согласились с завышенной ценой и купили мост. Затем подарили его своему городу Петровску.
И хотя мост был железный, но именно тогда пошла поговорка "СтОит как чугунный мост".
Ладно, ищем дальше:
Вот тут http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-do ... e-zheleznodorozhnye-mosty.html много про железнодорожное мостостроение в России , приведу только цитату где про наш мост, остальное желающие могут почитать перейдя по ссылке.Мост через р. Оку у г.Алексин на Ряжско-Вяземской ж.д
Металлический четырехпролетный железнодорожный мост построен в 1873 г. Длина моста 323 м. Автор проекта Н.А.Белелюбский.
Модель выполнена в 1874. на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге.
Масштаб 1:25
Мост на открытках 1905 года И судя по всему внешний вид моста за много лет не сильно изменился Фото может не самые удачные, зато точно знаю что мост на них нашМост через Оку около Алексина, построенный в 1872—1874 гг., стал, по существу, дальнейшим шагом вперед в развитии конструкций металлических пролетных строений. Все раскосы в средней части ферм пролетных строений имели жесткое поперечное сечение, раскос в первой панели принят восходящим. Жесткие сечения раскосов, испытывавших знакопеременные усилия, улучшили условия работы; восходящий опорный раскос позволил облегчить сечение опорной стойки и усовершенствовать конструкцию опорного узла. Повышенная жесткость связей уменьшила их вибрацию, а вместе с тем и расстройство заклепочных соединений.
Самый протяженный в Европе железнодорожный мостовой переход через Волгу у Сызрани, построенный в 1876—1880 гг., имел 13 пролетов пo 109,2 м. При составлении проекта моста были решены не только конструкторские задачи, но и разработаны принципы расчета отверстий больших мостов, не потерявшие своего значения и в настоящее время. Работами по строительству моста руководили военный инженер В. И. Бе-резин и инженер путей сообщения К. Я. Михайловский. Сызранский мост явился «одним из самых грандиозных созданий русского инженерного искусства» .
еще парачка "загуглиных фото" Пытливый взор, конечно же найдет 10 отличий
Тогда ищем дальше
На немецкой аэросъемке хорошо видно взорванный мостВо время Великой Отечественной войны 1941-45 годов Алексин был оккупирован немцами с 29 ноября до 17 декабря 1941 года. Город был сдан им без боя, и отступающие советские войска не успели исполнить приказ Сталина об уничтожении своих же населенных пунктов при отступлении, и разрушить промышленные предприятия с недавно построенными жилыми домами для рабочих. Был взорван только железнодорожный мост через Оку, который сразу же был восстановлен немцами. Второй раз мост взорвали уже немцы при отступлении из Алексина. По легендам, немцы лишь пожурили советского железнодорожного служащего, взорвавшего мост перед их приходом. Чекисты же, вернувшиеся в 1942 году, расстреляли этого бедного служащего за то, что он при бегстве советских войск взорвал мост некачественно: дескать, слишком быстро немцы его восстановили. Так или иначе, в 1942 году железнодорожный мост был кем-то восстановлен под руководством советских инженеров.
http://givenchy-parfum.livejournal.com/12601.html
Вероятность того, что снимки сделаны до оккупации, мне представляется большей, чем после или даже во время.
Да и по воспоминаниям мост взорвали наши http://vov.aleksin-city.info/2006/004/
Клочкова Раиса Ивановна, 1922 г.р.:На левом берегу уже были немцы, железнодорожный мост был взорван, и они, т.е. немцы, стреляли из-за Оки по баракам
Сильянова (Шацкая) Зинаида Петровна, 1929 г.р.Мост железнодорожный, помню, взрывали наши примерно в 11 часов ночи, чтобы немцы не шли в Тулу.
Вспоминает Кулакова Анна Павловна, 1924 г.р.Когда немцы наступали, заставляли народ лед намораживать, чтобы техника могла перейти на другой берег. Мост через Оку был понтонный, он был взорван. Вот немцы и гоняли людей на реку, черпали воду ведрами из поруби и поливали, намораживали лед. Народу было много, вся Ока была черная. Вот лед, которых гнали намораживать, с тех валенки, бывало, снимали.
Да и вряд ли могли успеть восстановить мост, все-таки не долгое время был Алексин в оккупации
Интересно откуда автор ЖЖ взял эту цитату, не похоже что сам придумал
Все-таки получается что восстанавливали уже после войны, по современным технологиям.
Для любителей почитать
газетные вырезки в формате ПДФ
https://yadi.sk/i/Q9frsdyXgTetV Ока в истории Алексина. Мосты начала ХХв.
https://yadi.sk/i/SCfSDSPkgTetT Ока в истории Алексина. Переправы и мосты.