Первыми известными нам по писцовым книгам 1628- 29 годов в Алексине были церкви: во имя Великого князя Владимира, Святых мучеников Козьмы и Домиана, Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, Пророка Ильи — все на посаде.
Остановимся подробнее на каждом из названных храмов. Церковь Великого князя Владимира впервые упоминается под 1622 годом: « … 130 г. писано: в Алексине на посаде близко города в осыпи, где бывала площадь, церковь благоверного князя Владимира, да в приделе собор архангела Михаила древяны … » /Церкви Алексинской десятины. М. 1903, с. 78/. С 1654 года в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа эта церковь стала именоваться церковью во имя Архангела Михаила с приделом князя Владимира: «162 г. а по новому письму и дозору Михаила Павлова писать цер-:’ ковь арх. Михаила … » /там же с. 1/. Спустя еще 26 лет, е 1680 году, прихода данной церкви уже не существовало «188 г. а по переписным книгам ризничаго иеродиакона Иоакинфа да Григорья Неустроева ся церковь пуста от морового поветрия в приход от нея к иным церквам приписан … Сю церковь архангела Михаила из окладу велено выложить и впредь в приходной книге не писать для пустоты ея.» /там же с. 1/. В конце XVII века в писцовых и межевых книгах по Алексинскому уезду значится: «Кладбище Михаила архангела да в приделе великого князя Владимира, что в на посаде подле большой Тульской дороги, едучи от города на левой стороне … » /Указ. соч. с. 3/. Судя по описанию, данное кладбище и древнейшая церковь располагались на месте современной площади Свободы, где ныне стоит памятник другому Владимиру — Ульянову /Ленину/. Воистину парадокс истории!
Другая древнейшая церковь Алексина во имя Святых мучеников Козьмы и Домиана с 1678 года стала именоваться церковью во имя Николая Чудотворца с приделом в честь названных святых. По писцовым книгам по Алексинскому уезду 1684-85 годов проходит тяжба между причтом церкви Николая Чудотворца и алексинскими стрельцами за землю «промеж дорог Тульской и Павшинской, что у Козьяго вывершка», в ходе которой обе стороны ссылаются на писцовые книги Петра Сафонова 1628-29 годов: « …в писцовых книгах Петра Сафонова межи не написано, а завладели они, стрельцы, сверх своего владения тою их церковной землей церкви Николая чудотворца и Козьмы и Дамиана десятин с 50 и больше..;» /Указ,соч, с, 61/,
В 1716 году прихожане данной церкви в прошении в Патриарший казенный приказ, писали: «…в г.Алексине приходская наша церковь во имя Николая чудотворца стала быть ветха и за ветхостью в ней служить невозможно, а ныне обещание у нас есть, чтобы вместо той ветхой церкви построить вновь церковь во имя Николая чудотворца холодную, да в приделе Космы и Домиана теплую с трапезою, а без указа и без благословения… строить не смеем и просим на то церковное строение повелеть лес ронить…и церковь строить…» /Церкви Алексинской десятины, М, 1903, с, 2/, Любопытно, что, построив новую церковь во имя Николая чудотворца, старое здание церкви было продано приходу Архангела Михаила на речке Лазенке: «…в нынешнем 1718 г. церковь во имя арх. Михаила, да придел чуд. Николая, что на погосте на речке Лазенке, волею Божией погорели, а св. иконы и антиминсы вынесены в целости и ныне я с прихожаны купил старую готовую церковь Божию деревянную в Алексине на посаде во имя Николая чудотворца, а без указу перевесть и построить не смею…» /Там же с. 11/.
В отличие от сегодняшнего местоположения Свято-Никольской церкви на пересечении улиц Советская и Кузнечная, прежняя, деревянная, вплоть до конца ХVIII века располагалась в начале современной Тульской улицы.
Церковь во имя Усекновения Честный Главы Иоанна Предтечи первоначально также находилась в другом месте: «…а преж сего та Предтеченская церковь стояла за рекою Мордовкою, на Радбужском кладбище …» /Там же с, 79/. То же подтверждается сведениями, изложенными в Подлинной писцовой и межевой книге по Алексинскому уезду 7193 /1684 -1685 гг/, где записано: «Кладбище Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, что на Радбоже … а нынче та церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи построена церковь в ином месте на посаде против Алексина города подле кладбища Михаила Архангела, да в приделе великаго князя Владимира» /Указ. соч. с. 1/, Из вышеприведенных отрывков следует, что первоначально Предтеченская церковь находилась вне пределов города в Радбужской слободе, вероятнее всего на месте старого кладбища. В конце XVII века, после упразднения прихода Архангела Михаила, на его земле была построена новая деревянная Предтеченская церковь. В 1703 году алексинский поповский староста поп Лаврентий писал в ответе на запрос патриархии: «… а из Архангельской де церкви бывшей поп церковную утварь и книги и колокола перенес в Предтеченскую церковь, и на поповском дворовом месте Архангельския церкви живет Предтеченский поп Григорей… да тоя ж Архангельския церкви в большом остроге, где изстари Владимирская и Архангельская церковь…» /Там же с. 79/.
Деревянная Предтеченская церковь в первой четверти XVIII века дважды В 1706 и 1723 годах перестраивалась и подновлялась. « …тое церковь вновь взрубить осмерик и кров…» перекрыть и устроить вновь … » — записано в указе о строении данной церкви 1723 года.
В 1768 году вместо обветшавшей деревянной церкви на том же месте «иждивением секретаря воеводской канцелярии Андриана Ферапонтова» была выстроена новая каменная церковь во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи с приделом во имя Архистратига Михаила, которая с небольшими переделками благополучно просуществовала до 30-х годов ХХ века, когда была разрушена по указанию властей. Находилась эта церковь в начале современной улицы Советской на месте, где сейчас стоит ресторан «Сархан».
Помимо вышеназванных в Алексине на посаде существовала еще одна церковь во имя Ильи Пророка, которая располагалась «…на старом посаде против Сорокина городища, едучи от пере возу от реки Оки на гору подле дороги на правой сторо…» /Подлинная писцовая книга …Тула, 1914, с. 3/. Согласно местного предания, эта церковь была установлена в память алексинцев, погибших от войск хана Ахмата в 1472 году. Еще в середине XIX века, со слов очевидцев, там были видны старые надгробные камни и существовала часовня, к которой ежегодно, в Ильин день, со всех городских церквей совершался крестный ход. По приходным окладным книгам Патриаршего казенного приказа конца XVII- начала XVIII веков эта земля числится в пустовых оброчных землях Алексинской десятины: «Ильинская в Алексине на посаде на Парфенке Афонасьеве оброку гривна; 1706 г. отдана г. Алексина Подгороднаго стана Сергиевскому попу Ивану Терентьеву. 1714 г. марта 15-г. Алексина николаевскому попу Прокофью Никитину И писалась на нем же по 1746 г.» /Церкви Алексинской десятины. М. 1903. с. 71/. Местонахождение этой церкви было на так называемой Ильинской горе, которую уничтожили во время строительства химического комбината.
Последняя из древних церквей Алексина — соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы известна по архивным документам со 2-ой половины XVII века. Она «прибыла» в приходские окладные книги Боровской десятины «по письму И дозору Михаила Павлова» в 1654 году. Существовала ли эта церковь до вышеозначенного года сказать однозначно сложно. Вероятнее всего, что существовала, поскольку не мог же город в XVII обходиться без соборной церкви. Возможно, до 1654 года Успенская соборная церковь, как и большинство других церквей Алексинского уезда, принадлежала не к патриаршей области, а находилась в ведении другой епархии. Как бы там ни было, в Жилых данных церквях Алексинской десятины записано: « 162 г. (1654 — С.Г.) по книгам письма и дозору Михаила Павлова прибыла вновь церковь Успения Пресв. Богородицы да Алексея митрополита в Алексине соборная… В писцовых книгах Петра Сафонова 136 г./1628 г. — С. Г/ той церкви не написано» / Указ.соч. с. 3/. Следовательно, можно предположить, что данная церковь возникла между 1628 и 1654 годами. В 1688 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Иоакима на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Алексеевны Бутиковой была построена впервые в нашем городе каменная церковь Успения Божией Матери, являвшейся соборной вплоть до начала XIX века, когда в 1806-13 годах купцом И.А.Масловым был выстроен новый соборный храм, являющийся таковым до сих пор.
На сегодняшний день из старинных церковных построек в Алексине частично сохранилось здание старого Успенского собора, которое с каждым годом все более и более ветшает и в скором времени, если не принять меры, мы можем лишиться последнего «свидетеля» алексинс кой старины. Время собирать камни.
Материал предоставлен газетой «Алексинская городская» автор статьи С.П. ГОРЮШКИН, заместитель директора по научной работе АХКМ