Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать…
А. Блок
В прежние благословенные времена по великим христианским праздникам звон колоколов православных храмов благовестил по всей Святой Руси, передавался как эстафета от церкви к церкви, наполняя души верующих радостью, а сердца – сознанием принадлежности к единственно правильной православной христианской вере.
Вот ударил большой колокол соборного Свято-Успенского храма Алексина, ему завторили колокола Предтеченского и Никольского посадских, Троицкого кладбищенского. Их перезвон подхватили Ильинская на старом городище, Благовещенская и Вознесенская Бундырева монастыря, Архангельская на Свинке, Рождественская в Березовке, Никольская на Вашане, Георгиевская на Серебряни, Воскресенская в Богучарове, Покровская на Струге, Успенская в Вепрее, Казанская в Колюпанове, Воздвиженская в Вешнякове, Богородицерождественские в Велегоже и Подмоклом… Наверное, это звон, передаваясь от храма к храму , плыл верх и вниз по реке Оке, разносясь далеко за пределы Алексинского уезда, достигая и сливаясь с колоколами церквей Белева и Тарусы, Калуги и Серпухова, Тулы и Москвы и дальше по всем городам и весям земли Русской.
Сколько же было церквей в Алексине и Алексинском уезде, во имя кого и где они находились, чьим попечением строились, перестраивались, благоустраивались и украшались? Используя имеющиеся архивные материалы, попытаемся ответить на эти и другие вопросы.
Но прежде уясним: к какой из епархий Русской православной церкви относились приходы и церкви города Алексина и Алексинского уезда в прошлом? Исчерпывающий ответ на этот вопрос содержится работе церковного историка П. И. Малицкого: «В церковном отношении Алексин до 1622 года находился в ведении Рязанской кафедры, а с 1622 и до открытия Тульской епархии в 1799 году он причислялся к Коломенской епархии, за исключением промежутка 1757 – 1764 годов, когда он входил в состав Московской епархии».
В административно-управленческом отношении прежде епархии Русской православной церкви делились на церковные десятины. До XVII века православные приходы Алексина и Алексинского уезда в основном относились к Калужской и Боровской церковным десятинам. Кроме того, значительная часть церквей, число которых за неимением данных определить трудно, находились в ведении митрополитов и архиепископов Сарских и Подонских, Рязанских, Суздальских и Юрьевских.
Самостоятельная Алексинская церковная десятина была сформирована только в 1678 году из 10 церквей Боровской и 50 – Калужской десятины. В соответствии с указом Патриарха Московского и всея Руси в городе Алексине был образован «десятильнич двор» – главное духовное управление над церквями и духовенством Алексинской десятины. Первым духовным управителем Алексинской десятины был поставлен игумен Бундырева монастыря Феодосий, которому грамотою из Патриаршего казенного приказа было «…велено ведать духовные дела».
В 1679 году во вновь открывшуюся десятину были посланы с дозором патриарший ризничий иеродиакон Иоакинф и дьяк Патриаршего казенного приказа Григорий Неустроев, которые переписали дворы духовенства и приходских людей, церковные земли и сенные покосы и обложили их данью «…по новому окладу каков на те все церкви положен … по переписным книгам …».
Таким образом, количество церквей Алексинской десятины к моменту ее образования в 1678 году равнялось 60. С 1679 по 1699 год в приходные окладные книги церквей Алексинской десятины прибыло 17 новых храмов , а с 1702 по 1734 годы – еще 12. Следовательно, к началу второй трети XVIII века в Алексинской церковной десятине насчитывалось 89 церквей. В последней сохранившейся приходной окладной книге Синодального казенного приказа за 1746 год в Алексинской десятине, за вычетом выбывших в этот же период по ветхости или другим причинам, значится 83 церкви.
Из этого числа непосредственно в городе и на посаде находились: соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы да в приделе Святого Алексия митрополита в городе; церковь во имя Равноапостольного Великого князя Владимира с приделом архангела Михаила; церковь во имя Козьмы и Дамиана, которая с 1676 года стала именоваться во имя Николая Чудотворца с придельным алтарем названных великомученников; церковь в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи – все на посаде; церковь во имя Ильи Пророка на старом городище (подробно об этих церквях смотри статью « Древние храмы Алексина »). Остальные 70 с лишним церквей располагались в уезде.
Вплоть до XVIII века каменными из них были только несколько, а именно: соборная Успенская (с 1688 года), Воздвиженская в селе Павшине князей Волконских, Николая Чудотворца в Изволи на погосте, Успенская в Вепрее на погосте, Рождества Богородицы в селе Велегоже князей Трубецких, Казанская в селе Грязном и Знаменская в селе Страхове – вотчинах Плещеевых, Николая Чудотворца в Пластове – вотчине Вельяминовых, Преображенская в селе Дублехе – вотчине Бобрищевых-Пушкиных, Казанская в селе Першине – вотчине Ходыревых, Николая Чудотворца в селе Панковичи – вотчине Вельяминовых.
Большинство же церквей Алексинской десятины в XVII – XVIII веках были деревянными и «…по всей вероятности, очень бедные, несмотря на богатых и знатных помещиков и вотчинников, во владении которых состояли села с их приходскими храмами» . Естественно, деревянные церкви быстро ветшали, часто становились жертвами стихийных бедствий, прежде всего, пожаров. Последняя деревянная церковь Алексинского уезда, находившаяся в бывшем монастырском селе Березовке была разобрана в начале 60-х годов прошлого столетия.
Со второй половины XVIII до начала ХХ века наблюдается устойчивая тенденция роста числа каменных и сокращения деревянных храмов. В конце XVIII века, согласно данным Ф.Г.Дильтея: «В уезде сего города считается церквей каменных 21 и 53 деревянных…» . Первый историк тульского края В.А.Левшин сообщает, что в Алексинском уезде в 1803 году было 23 каменных и 56 деревянных церквей. По данным И. Ф. Афремова в 1836 году в Алексинском уезде: «Число селений: казенных сел 5, владельческих 75, церквей каменных 25, деревянных 55…» . В 1846 году И. П. Сахаров приводит следующие цифры: «Все это население заключено вообще в 369 селениях, в коих считается: сел 71, в них церквей каменных 33, деревянных 38…» . Спустя 25 лет, в 1871 году П. М. Мартынов напишет: «Всех населенных местностей в уезде 389… Церквей в уезде каменных 39, деревянных 33» . По данным П.И.Малицкого в 1895 году в Алексинском уезде насчитывалось уже 46 каменных и только 27 деревянных церквей. Рост количества каменных и сокращения деревянных церквей на территории Алексинского уезда в XVIII – XIX веках отражает следующая таблица:
Таким образом, за указанный период количество каменных храмов возросло более чем в два раза с 21 до 46, а деревянных, соответственно, сократилось в два раза с 53 до 27. Всего на территории Алексинского края к концу XIX столетия было 79 храмов, в том числе 6 церквей было непосредственно в городе Алексине: Старый и Новый Успенские соборы, Предтеченская, Никольская, Троицкая кладбищенская и Александро-Невская домовая при городской тюрьме. До наших дней из них дожили только Успенская соборная и Свято-Никольская церкви. В уезде располагалось 73 церкви приписанных к 65 приходам, с общей численностью прихожан свыше 80 тысяч человек, т. е. почти столько же, сколько все население нашего муниципального образования сегодня.
Все приходы уезда в церковно-административном отношении были разделены на три, позднее на пять, благочиннических округа с приблизительно равным количеством храмов и прихожан. В то же время количество прихожан в каждом конкретном приходе колебалось от нескольких тысяч до нескольких сот человек. Самыми многочисленными по количеству прихожан приходами Алексинского уезда были: Спасконинский – 3206, Першинский – 2137, Дмитриевский – 2217, Медведковский – 2072, Алешнинский – 1914, Миротинский – 1885; а малочисленными – приходы сел Колюпаново – 418, Кошкино – 300, Лаптево – 446, Немцово – 544, Татарское – 506, Тулеино – 433, Фомищево – 440, Уньки – 463. Названные малочисленные приходы зачастую объединялись между собой или приписывались к соседним, более многочисленным, как, например: Фомищево и Колюпаново, Кошкино и Страхово, Тулеино и Савинское, Татарское и Домнино, Немцово и Лаптево, Верхний и Нижний Суходол, Белолипки и Широносово.
По времени строительства «дожившие» до конца XIX века церкви Алексинского уезда условно можно разделить на три группы, так в XVII веке было построено всего 6 церквей, в XVIII – 34, в XIX – 31. Время постройки 5 церквей не установлено. Самыми старыми по времени строительства церковными зданиями располагали приходы:
1. Во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Бузуково (1606 г.);
2. Знамения Божией Матери в с. Немцово (1628 г.);
3. Николая Чудотворца в с. Лысцово (1671 г.);
4. Николая Чудотворца в с. Гурово (1691 г.);
5. Флора и Лавра в с. Тулеино (1694 г.);
6. Во имя иконы Казанской Божьей Матери в с. Першино (1695 г.).
Из названных старинных церквей каменными были только две: Знаменская в Немцове и Казанская в Першино, которые, кстати, обе целы до сих пор. Причем первая из названных является самым старым храмовым зданием в Тульской области.
Самыми, если можно так сказать, «молодыми по возрасту» были церкви, построенные в конце XIX – начале XX веков в таких селах Алексинского уезда, как: Архангельское, Берники, Гатницы, Ненашево, Панское, Спас-Конино, Серебрянь, Нижнее Яковлево, Рождество-Слуки и других. Кстати, именно их и разрушили большевики в первую очередь.
Подавляющее большинство церквей Алексинского уезда строились на пожертвования местных землевладельцев, как в то время говорили «доброхотных дателей», среди которых встречаются фамилии князей Вадбольских, Волконских, Гагариных, Голицыных, Трубецких Щербатовых, генералов Арсеньева, Бибикова, Вельяминова, Полибина, Хитрово, Шемякина и других. На средства прихожан храмы строились в основном в городе и селах с преобладанием государственных крестьян.
Наиболее распространенными в Алексинском уезде были, так называемые богородичные храмы, которых в общей сложности насчитывалось 29 или более трети от общего колачества, в том числе: 7 Рождества , 6 Покрова, 5 Успения и 2 Знамения Пресвятой Богородицы, а также 6 во имя иконы Казанской и 3 – Смоленской Божией Матери.
На втором месте шли храмы во имя святителя Николая Чудотворца, их было 12. Из других наименований выделяются храмы в честь Святой Троицы – 5 , Рождества и Преображения Господня – по 4 и Георгия Победоносца – 3. Всех остальных наименований: Александра Невского, Архангела Михаила, Пророка Ильи, Нерукотворного Спаса, Воздвижения Креста – по 2; Иоанна Предтечи, Дмитрия Солунского, Воскресения и Вознесения Господня – по одному.
Выстроенные в разное время, разными зодчими храмы Алексина и Алексинского уезда несли на себе отпечаток капризов архитектурных стилей, особенностей эпох, причуд попечителей и строителей. И в то же время, несмотря на всё внешнее разнообразие, они являлись своеобразным духовным нивелиром, который уравнивал бедного и богатого, знатного и простолюдина, здорового и убогого; были тем цементирующим материалом, который превращал различные по своему положению сословия российского общества в идеологически единую, православную нацию. Без внутреннего осознания этого единства любой народ становится легкой добычей явных или тайных недругов.
За семьдесят лет большевистского безумия ни один из православных храмов нашего Отечества не миновал в той или иной степени печальной участи поругания и разрушения. Не стали исключением и церкви нашего края. Сегодня на территории Алексина и Алексинского района действует десять приходов Русской православной церкви и только пять из них – в храмовых зданиях дореволюционной постройки: Успенский и Свято-Никольский в городе Алексине, Казанской Божией Матери в Першино, Смоленской Божией Матери Одигитрии в Поповке и Преображения Господня в Спас-Конино.
Время собирать камни!
Материал предоставлен газетой «Алексинская городская»
автор статьи Сергей Горюшкин