Реклама

Щедрин Родион Константинович

 «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…»

Платон

 С алексинским краем связано одно из самых «звездных» имен в современном музыкальном мире — это Народный артист СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, один из величайших композиторов современности Родион Константинович Щедрин. В юном возрасте часто посещал наш город. В одном из многочисленных интервью композитор признался: «Каждолетнее детство мое — бессознательное и уже сознательное, довоенное, все было связано с Алексином…».
Детские впечатления оставили добрый след в душе музыканта и явились основой его музыкального творчества. Не случайно, в 1995 г. композитор написал большое сочинение для струнного оркестра «Российские фотографии», первую часть которого назвал «Старинный город Алексин».
Отец Родиона Щедрина — композитор и музыкант Константин Михайлович Щедрин — представитель большой семьи Щедриных, одной из самых уважаемых в Алексине начала XX столетия. Глава семейства, Михаил Михайлович Щедрин (1848 — 1904), с 1898 года служил настоятелем Успенского собора. Вместе с матушкой, Елизаветой Николаевной, они воспитали и приобщили к музыке восемь сыновей. Все братья Щедрины были знатоками музыки, музицировали, семейный оркестр Щедриных устраивал благотворительные концерты, приобщая алексинцев к классической музыке. Усилиями братьев Щедриных в 1919 г. в Алексине была создана городская музыкальная школа, заведовал которой Константин Михайлович Щедрин (ныне — Алексинская детская школа искусств им. К. М. Щедрина).
Имя еще одного известного композитора связано с алексинской землей. Александр Николаевич Скрябин свою сонату № 10 написал в Петровском летом 1913 г.
На творчестве этих мастеров не могло не сказаться влияние такого музыкального гения как Бетховен. В этом году исполняется 240 лет со дня его рождения. За свою 57-летнюю жизнь он сумел создать сотню произведений, вошедших в золотой фонд музыкальной культуры.
Многие люди и сегодня называют Бетховена любимым композитором. Ведь музыка, по мнению французского писателя Р. Роллана, – это «все, что любит душа, что она ненавидит, от чего страдает, чего боится, на что надеется». Когда у замечательной французской ак- трисы Анни Жирардо (снималась в киноленте С. Герасимова «Журналист») спросили, кто ее любимый композитор, она ответила: «Бетховен…».
Людвиг ванн Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Отец композитора сильно пил, вел беспорядочную жизнь; тем не менее, усилено занимался скрипкой и фортепиано со старшим из трех сыновей, надеясь, что талантливый мальчик станет вторым Моцартом. В 12 лет Бетховен написал три сонаты для клавесина, а к 16 годам уже был широко известным придворным музыкантом кельнского курфюрства и единственным кормильцем семьи. Опеку над одаренным юношей взяли богатые и просвещенные семейства Бонна, убедившие эрцгерцога послать его для учебы в Вену. К 30 годам Бетховен – уже известный композитор – стал жаловаться на шум в ушах, ему бывало трудно различить высокие тона, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В одном из писем к друзьям он воскликнул: «Я возьму судьбу за глотку!», что и подтвердил, написав, уже окончательно оглохшим, большую часть своих шедевров. Среди этих гениальных творений была «Торжественная месса» (Девятая симфония). Во время сочинения Девятой симфонии, по рассказам очевидцев, он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником».
Впервые в мире «Торжественная месса» была исполнена в Петербурге. Это произошло при содействии петербургского виолончелиста Н. Б. Голицына, с которым уже на склоне лет Бетховен находился в оживленной переписке и которому посвятил три струнных квартета. С Петербургом связана и уникальная вещь — большая книга эскизов Бетховена, содержащая 174 нотные страницы альбомного формата по 16 строк на каждой. В 1854 году она попала в петербургскую коллекцию страстного поклонника Бетховена и друга А. С. Пушкина М. Ю. Виельгорского. После долгих перипетий она была опубликована спустя 60 с лишним лет, благодаря Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки и издательству «Музыка».
Значение эскизов Бетховена выходит за рамки одной лишь музыкальной науки как таковой. Ибо они открывают богатую, а в некоторых отношениях единственную возможность документального исследования сложнейшей проблемы творческого процесса. Ознакомление с эскизами Бетховена способно обогатить наблюдения каждого творческого человека вообще.

Т. А. Сальник, заместитель директора Алексинского художественно-краеведческого музея

Читайте также:

Интерью с Родионом Щедреным 2013 год: http://lenta.ru/articles/2013/06/24/schedrin/

 

 

0
Поделитесь своими мыслями.x