25 февраля в Алексинском художественно-краеведческом музее открылась необычная и удивительно красивая выставка фотохудожницы Анны Мастич «Мир через объектив». Анна как будто вернула нас в далекое, но прекрасное прошлое. Рассматривая женские портреты, соз- данные мастером, невольно проводишь аналогию с фотографией начала 20 века.
Искусство фотографии вошло в европейскую культуру в середине XIX века. В начале своего пути фотография была уделом мастеров, сочетавших в своей работе и технические знания, и навыки психолога-интуитивиста, и немалое художественное мастерство. Недаром тогдашние фотоателье назывались салонами, как и мастерские живописцев.
Взгляд на старинную фотографию сразу рождает ощущение торжественности момента. На них – проработанные мизансцены, не хуже, чем в театре. Мастер-фотограф использовал декорации и бутафорию: живописные декорации, кресла, столики, драпировки, букеты…Стараясь как можно выгоднее подать на снимке своих заказчиков, он старательно «подгонял» освещение и антураж. Для съемок тщательно подбирались наряды персонажей. Фотохудожник придавал своим моделям наиболее подходящие с точки зрения господствующих культурных образцов позы.
На старинных семейных фотографиях глава находится в окружении домочадцев. Представительным мужчинам дозволены скупые, исполненные достоинства жесты. Свет придает блеск регалиям чиновников и военных. Купец демонстрирует свою дородность, а офицер – точность линий своего тщательно подогнанного мундира. Светские женщины должны были выглядеть изящно и загадочно.
Для старых салонных фотографий характерны спокойные, задумчивые и самоуглубленные выражения лиц. Они создавались для долгого хранения. Потому от них требовалось не отображение текущего мгновения, а передача доминирующих черт характера, определяющих отноше-ний между людьми, основных социальных характеристик объектов съемки. Используя регулируемый свет, нужный поворот и наклон головы, тень шляпы, деталь интерьера салонный мастер мог исправить недостатки внешности своего клиента и наоборот — подчеркнуть его достоинства. Салонная фотография накопила множество чисто художественных и психологических приемов, сделавших ее из редкого ремесла особым видом искусства. В наше время возрождение фотографии «для внуков и правнуков», способной отобразить как можно полнее внутренний мир человека, имеет такое же значение, как реставрация памятников архитектуры или реконструкция утраченного ремесла.
Вглядываясь в работы Анны Мастич, хочется верить, что в Алексине возродится искусство салонного фотопортрета и лица наших земляков навечно запечатлятся в ленте времен.
М.В. Севостьянова, зав. музейно-выставочным отделом.
Выставка продлится до конца марта